Интроскоп – обязательный элемент системы безопасности любого современного аэропорта.
Современные аэропорты ежедневно обслуживают тысячи пассажиров, и обеспечение их безопасности – приоритетная задача. Любой предмет, представляющий потенциальную угрозу, должен быть выявлен до того, как человек поднимется на борт. Для этого на входах, в зонах регистрации и перед выходом на посадку устанавливают интроскопы – специальные рентгенотелевизионные установки, позволяющие заглянуть внутрь багажа без его вскрытия. Именно досмотровое оборудование помогает быстро и точно определить, что находится в чемодане или рюкзаке пассажира.
В этой статье мы расскажем об особенностях применении интроскопов в аэропортах.
Содержание
Как работает интроскоп в аэропорту
Аэропорт относится к режимным объектам, где действуют строгие меры авиационной безопасности, которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 год №42, Приказами Минтранса России №227 от 23 июля 2015 года и №142 от 28 ноября 2005 года и другими документами. Проверка пассажиров начинается уже на входе в здание, и вплоть до самого попадания в самолет приходится не раз столкнуться с досмотром багажа и ручной клади. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Входной досмотр
Перед тем как попасть в здание аэропорта, пассажир ставит все сумки, пакеты и рюкзаки на движущуюся ленту интроскопа. Сам он проходит через досмотровую арку, предварительно выложив телефон, ключи, мелочь и другие металлические предметы из карманов на специальный столик или в пластиковый лоток.
Осмотр выполняет САБ – этой аббревиатурой обозначают службу авиационной безопасности. Если кто-то попытается пройти без проверки, САБ передает этого человека полиции – такие меры предусмотрены действующими нормами транспортной безопасности.
Уже на входе в здание аэровокзала пассажиров, провожающих и встречающих ждет первый досмотр.
Проверка багажа после регистрации
После того как пассажир зарегистрировал билет, чемодан или сумку взвешивают, проверяют размеры и наклеивают бирку с индивидуальным номером. Одна часть бирки остается у пассажира на посадочном талоне – она понадобится для идентификации багажа по прибытии.
Далее чемоданы поступают в зону автоматического досмотра, где их также сканирует интроскоп. Это обычно большие установки с низкой транспортерной лентой, на которые удобно ставить даже большие чемоданы, например, SDT-150180 или SDT-150150D. На мониторе оператора отображается послойное изображение содержимого каждой сумки. Если система или оператор замечают подозрительные предметы – например, плотные неразборчивые участки, провода или контейнеры с жидкостью – чемодан задерживают и передают на ручную проверку.
Владелец вызывается по громкой связи, и досмотр проводится в его присутствии. Однако если пассажир не приходит в течение 10 минут, служба безопасности имеет право вскрыть багаж без него. В этом случае на чемодан прикрепляют бирку с пометкой «Ручной досмотр», после чего он отправляется на сортировку и далее – в багажное отделение самолета.
Предполетный досмотр пассажиров
Следующий этап – предполетный досмотр перед входом в стерильную зону аэропорта. Пассажир предъявляет паспорт и посадочный талон сотруднику САБ, который ставит отметку о прохождении проверки.
Затем вся ручная кладь вновь отправляется на ленту интроскопа. Тут могут использоваться более компактные модели досмотрового оборудования, чем в зоне проверки багажа, например SDT-5030 или SDT-6040. Все мелкие предметы (смартфон, кошелек, часы, украшения, очки, ремень и верхняя одежда, обувь на высокой подошве или каблуке) складываются в пластиковые лотки.
Интроскоп просвечивает содержимое сумок и лотков рентгеновским излучением. На экране у оператора формируется цветное изображение, где каждый материал отображается своим оттенком, например:
-
металлы – синим или черным,
-
органические вещества – оранжевым,
-
жидкости – зеленым или желтым.
Эта визуальная кодировка помогает быстро отличать безопасные предметы от потенциально опасных. Если в ручной клади обнаруживаются запрещенные к провозу вещи (жидкости в таре объемом больше 100 мл, острые предметы, воспламеняющиеся материалы и т. д.), пассажир может оставить их в камере хранения до возвращения в аэропорт или выбросить.
Пока личные вещи движутся по ленте интроскопа, пассажиры проходят через досмотровую арку. При срабатывании сигнализации проводится дополнительная проверка ручным детектором.
Что сотрудники аэропорта ищут с помощью интроскопа в багаже и ручной клади
Каждая авиакомпания устанавливает собственные правила провоза багажа и ручной клади. Но есть и перечень предметов, которые всегда и у всех запрещено перевозить в самолете. Именно их и ищут при досмотре пассажиров с использованием интроскопа в аэропорту.
Когда предметы или сумки проходят через интроскоп, служба авиационной безопасности тщательно сканирует изображение и обращает внимание на признаки опасных и запрещенных к перевозке веществ и предметов. Операторы и автоматизированные подсистемы анализируют форму, плотность и сочетание материалов, чтобы оперативно выявить то, что может представлять угрозу для самолета и пассажиров.
Так выглядит чемодан пассажира на мониторе, куда выводится изображение из досмотровой камеры интроскопа.
При досмотре багажа в аэропортах ищут не только наркотики или оружие, но и другие предметы:
-
Взрывчатые и пиротехнические изделия, которые могут детонировать при температурных колебаниях, ударе или внешнем воздействии, например, петарды и фейерверки.
-
Легковоспламеняющиеся жидкости и материалы: бензин, растворители, лак, скипидар, жидкость для зажигалок, различные аэрозоли, которые могут привести к возгоранию в герметичном пространстве самолета или в багажном отсеке.
-
Сжатые и сжиженные газы – от баллончиков для кемпинга до баллона акваланга или кислородных сосудов, которые могут взорваться или потерять герметичность при изменении давления.
-
Токсичные и отравляющие вещества: инсектициды, сильные химикаты, яды, которые могут причинить вред пассажирам и персоналу при утечке или разливе.
-
Окисляющие и коррозионные материалы вроде хлора, отбеливателей, перекисей и других окисляющих составов, которые представляют дополнительную опасность в сочетании с органическими материалами.
-
Радиоактивные материалы и сильнодействующие химикаты.
-
Едкие и коррозирующие вещества, которые могут привести к пожару, ожогам или коррозии оборудования.
Многие вещи провозить в самолете можно, но при определенных условиях. Например, нож можно положить в багаж, но нельзя взять в ручной клади на борт; оружие можно провозить в багаже в специальном кейсе или чехле, имея при себе разрешение на него; жидкости можно пронести на борт самолета в емкостях объемом не более 100 мл и т. д. Сотрудники, которые работают у интроскопов, отлично знают все эти требования и проводят досмотр с их учетом.
Можно ли скрыть от интроскопа запрещенные предметы с помощью фольги и других приспособлений
Иногда пассажиры пытаются обмануть систему досмотра – оборачивают предметы в фольгу, помещают внутрь металлических контейнеров или пытаются замаскировать их среди других вещей. Но такие ухищрения не только бесполезны, но и могут привести к дополнительным мерам контроля со стороны службы безопасности аэропорта.
Современные интроскопы устроены так, что попытка скрыть предмет только привлечет внимание оператора. Металлические материалы, включая алюминиевую фольгу, не делают содержимое «невидимым» – наоборот, на экране они выглядят как плотные, непрозрачные области, через которые рентгеновское излучение не проходит. Любой участок изображения, который выглядит как темное пятно или экранирующая масса, автоматически вызывает подозрение и приводит к тому, что багаж идет на ручной досмотр.
У каждого интроскопа в зоне досмотра аэропорта дежурит оператор, который выявляет все подозрительные предметы и при необходимости направляет пассажира и багаж на ручную проверку.
Для обнаружения скрытых предметов современные интроскопы оснащаются системами сканирования багажа в разных проекциях, программным обеспечением с элементами искусственного интеллекта. ИИ помогает оператору автоматически распознавать аномалии и предупреждает о подозрительных участках, даже если изображение частично закрыто плотным материалом. Алгоритмы умеют интерпретировать контуры и плотности, определяя, где может находиться скрытый предмет.
Сотрудники службы авиационной безопасности проходят регулярное обучение и тренировки. Их учат распознавать даже минимальные отклонения на изображении, которые могут указывать на попытку скрыть предмет. Любые странности на мониторе ведут к дополнительной проверке вплоть до ручного досмотра багажа.
Не вреден ли досмотр багажа в аэропорту для здоровья?
Рентгеновское излучение вызывает у пассажиров авиакомпаний естественные опасения. Но современные интроскопы абсолютно безопасны при правильной эксплуатации.
Излучение направлено строго внутрь тоннеля и не выходит за пределы корпуса устройства. Дополнительные защитные шторки из свинцовых и полимерных материалов экранируют поток излучения, исключая воздействие на людей.
Так, по данным экспертов РАН и специалистов аэропортов Шереметьево и Домодедово, уровень радиации, исходящий от интроскопа, в десятки раз ниже санитарных норм и не оказывает влияния на здоровье людей или свойства просвечиваемых предметов. Не случайно сотрудники САБ работают рядом с рентгеновскими досмотровыми установками целый день и при этом одеты в самую обычную форму без дополнительной защиты.
Интроскопы не вредят здоровью людей и никак не сказываются на содержимом багажа, в том числе на продуктах питания.
Почему интроскоп – обязательный элемент безопасности современного аэропорта
Интроскопы позволяют существенно повысить эффективность системы транспортной безопасности. Они:
-
ускоряют процесс проверки без очередей;
-
исключают человеческий фактор при визуальном осмотре;
-
обеспечивают точное выявление опасных предметов;
-
повышают доверие пассажиров к уровню безопасности аэропорта.
Внедрение таких систем – обязательное требование российского и международного законодательства. Именно поэтому без интроскопа невозможна сертификация пунктов досмотра в аэропортах.
Как выбрать интроскоп для аэропорта
Тип и конфигурация интроскопа зависят от зоны установки и задач:
-
Компактные модели подходят для досмотра ручной клади и личных вещей (устанавливаются на входах и в зонах предполетного контроля).
-
Среднеформатные рассчитаны на проверку стандартного багажа пассажиров;
-
Крупные установки используются для досмотра грузов и контейнеров.
Важно также учитывать и другие параметры досмотрового оборудования: пропускную способность, размер тоннеля и разрешающую способность изображения, совместимость с системами видеонаблюдения и СКУД, соответствие стандартам радиационной и транспортной безопасности. Выполнять Проектирование систем пропуска и досмотра в аэропортах и подбор оборудования для них должны опытные специалисты с профильным образованием.
Если у вас возникла необходимость
купить интроскопы для аэропорта, обращайтесь в нашу компанию. Мы производим рентгенотелевизионные комплексы премиум-класса для досмотра багажа, ручной клади, товаров и грузов. Наши решения включены в реестр российского оборудования Минпромторга и полностью соответствуют международным требованиям по радиационной безопасности и качеству изображения. Чтобы подобрать оптимальную модель под ваши задачи, свяжитесь со специалистами компании.