Современные железнодорожные и автобусные вокзалы ежедневно принимают тысячи пассажиров. Для обеспечения безопасности на таких объектах используются передовые системы контроля. В их число входят и рентгенотелевизионные интроскопы, которые позволяют быстро и точно проверять багаж и ручную кладь без вскрытия.
Сегодня интроскоп — это неотъемлемый элемент комплексной системы безопасности любого транспортного узла. В этой статье мы подробно расскажем, как работают такие установки, какие угрозы помогают предотвратить и почему именно они считаются основным средством досмотра на вокзалах.

Чтобы попасть в здание вокзала или на платформу, нужно в обязательном порядке пройти досмотр багажа с использованием интроскопа.
Содержание
- Как организован досмотр багажа на вокзале
- Что сотрудники вокзала ищут с помощью интроскопа
- Как работают интроскопы на вокзалах
- Интроскопы — важный элемент транспортной безопасности
- Безопасны ли интроскопы для людей и вещей
- Требования к досмотровому оборудованию для вокзалов: как правильно выбрать РДУ
- Правила установки и эксплуатации интроскопов на вокзалах
- Почему стоит выбрать для установки на автобусном или ж/д-вокзале интроскопы от SkyDef
Как организован досмотр багажа на вокзале
Вокзалы относятся к объектам транспортной инфраструктуры с повышенными требованиями к безопасности. Контроль пассажиров и багажа начинается уже на входе — в здание нельзя попасть, не пройдя через досмотровую зону.
Процедура входного контроля проводится сотрудниками охранных организаций, транспортной полиции и служб безопасности перевозчика. Она включает два основных этапа:
-
Проверка пассажира — с помощью стационарных рамочных или ручных металлодетекторов.
-
Проверка багажа и ручной клади — с использованием рентгенотелевизионного интроскопа.
Пассажир самостоятельно помещает сумки и рюкзаки на транспортерную ленту установки. Мелкие предметы (телефон, ключи, монеты, кошелек) складываются на специальный столик или в пластиковые лотки. Вся ноша проходит через рентгенотелевизионный тоннель, где происходит сканирование содержимого.
На экране оператора выводится цветное изображение с послойным отображением всех предметов. Система отображает объекты определенными цветами в зависимости от их материала и плотности. Обычно металлы подсвечиваются синим цветом, органика — оранжевым, жидкости — зеленым, пустые области — черным. В интроскопах с одной проекцией предметы обычно отображаются простыми прямоугольниками, а если проекций две или три, например, как у модели SkyDef SDT-6040D, то оператор может понять и форму перевозимой в сумке или чемодане вещей.
Дополнительно в современных досмотровых установках используются решения на основе искусственного интеллекта, которые подсвечивают подозрительные области. Все это позволяет сотрудникам службы безопасности мгновенно отличить безопасные вещи от потенциально опасных.
Что сотрудники вокзала ищут с помощью интроскопа
При досмотре на вокзале особое внимание уделяется предметам и веществам, которые могут представлять угрозу для жизни и здоровья пассажиров. Основная цель — не допустить проноса и перевозки опасных веществ и оружия.

К запрещенным для провоза предметам относятся:
-
взрывчатые и пиротехнические изделия (фейерверки, петарды, ракеты, гранаты);
-
легковоспламеняющиеся жидкости и твердые материалы (бензин, лак, растворители, аэрозоли, спички, краски);
-
сжатые и сжиженные газы (туристические баллоны, кислородные сосуды, баллоны для дайвинга);
-
токсичные, едкие и коррозионные вещества (кислоты, щелочи, инсектициды, отбеливатели, хлор);
-
радиоактивные и химически опасные материалы;
-
предметы, которые могут загрязнить вагон или создать неудобства пассажирам.
Отдельно регулируется провоз огнестрельного оружия: его можно перевозить только при наличии разрешения, в разряженном виде и в отдельном чехле — патроны должны храниться отдельно.
Как работают интроскопы на вокзалах
Рентгенотелевизионные установки (РТУ) применяются для досмотра ручной клади, багажа, посылок и даже крупногабаритных грузов. В зависимости от назначения различаются размеры тоннеля и пропускная способность оборудования.
-
Компактные модели устанавливаются в зонах входного контроля и на перронах — они идеально подходят для проверки рюкзаков, сумок и чемоданов.
-
Среднеформатные и крупногабаритные установки используются в багажных отделениях или терминалах, где проверяются большие чемоданы, коробки, спортивный инвентарь.
Багаж перемещается через тоннель по конвейерной ленте, где его просвечивают рентгеновские лучи. Программа интроскопа анализирует полученное изображение в реальном времени, определяет плотность и материал объектов, автоматически подсвечивает потенциально опасные предметы.
При обнаружении сомнительного содержимого в сумке или чемодане сотрудники вокзала проводят ручной досмотр багажа. Если в багаже действительно оказываются запрещенные предметы, их владельцу либо отказывают в доступе на вокзал, либо передают его правоохранительным органам (при попытке проноса оружия, взрывчатых и других веществ, которые могут использоваться для нанесения вреда людям и инфраструктуре транспортного узла).
Интроскопы — важный элемент транспортной безопасности
Использование рентгеновских установок дает транспортным службам целый ряд преимуществ:
-
повышение уровня безопасности — интроскопы позволяют выявлять оружие, взрывчатку, жидкости и другие опасные вещества еще на входе;
-
ускорение досмотра — одна установка способна пропустить багаж 1000-1500 пассажиров в час без очередей;
-
интеграция с другими системами безопасности — интроскопы умеют работать вместе со СКУД, комплексами видеонаблюдения, базами данных;
-
возможность хранения изображений для последующего анализа и отчетности.
А еще интроскопы снижают негативные последствия человеческого фактора — за счет автоматического анализа изображений, подсказок оператору гораздо меньше шансов, что на вокзал попадут потенциально опасные предметы и вещества. Это особенно важно при большом пассажиропотоке, когда сотрудники, проводящие досмотр, могут устать, потерять бдительность и просто отвлечься.
Безопасны ли интроскопы для людей и вещей
Несмотря на то, что интроскоп работает на основе рентгеновского излучения, его использование полностью безопасно для пассажиров и персонала. Излучение направлено строго внутрь тоннеля и не выходит за пределы корпуса устройства.
Дополнительные защитные шторки и экраны из свинцовых полимеров обеспечивают полную герметичность излучаемого потока. Уровень радиации, исходящий от оборудования, в десятки раз ниже санитарных норм.
Это подтверждают сертификационные испытания и санитарно-эпидемиологические заключения.
Постоянное нахождение сотрудников рядом с интроскопом не требует дополнительной защиты, а просвечиваемые предметы, в том числе продукты питания, косметика, лекарства, не меняют своих свойств.
Требования к досмотровому оборудованию для вокзалов: как правильно выбрать РДУ
При выборе интроскопов для железнодорожных и автобусных вокзалов важно учитывать ряд факторов:
-
Безопасность для здоровья — обязательно проверить наличие действующих сертификатов и санитарных заключений.
-
Качество исполнения — стоит убедиться в надежности сборки, стабильной работе, высокой скорости обработки изображений.
-
Регулировка параметров — у интроскопа должна быть возможность гибкой настройки под разные уровни угроз и типы объектов.
-
Комплексность — важна интеграция интроскопов с металлодетекторами, рамками, системами контроля доступа и видеонаблюдения.
Кроме того, важнейшее значение имеет подготовка персонала. Даже самая современная техника требует грамотной эксплуатации: операторы проходят обучение, учатся распознавать аномалии и применять протоколы безопасности.
Правила установки и эксплуатации интроскопов на вокзалах
Эффективность досмотра и безопасность пассажиров напрямую зависят от правильной установки и эксплуатации интроскопа. Рентгенотелевизионное оборудование относится к категории технически сложных систем и должно использоваться только при соблюдении установленных норм.
Интроскопы применяются на вокзалах в соответствии с Федеральным законом №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Устанавливать и вводить интроскопы в эксплуатацию могут только организации, имеющие разрешение Роспотребнадзора. Каждая установка обязана иметь санитарно-гигиеническое заключение, подтверждающее безопасность уровня излучения. Доза рентгеновского излучения не должна превышать допустимые нормы.
Работники службы безопасности проходят специальное обучение, изучают правила радиационной защиты и работу с изображениями на мониторе. Каждый сотрудник использует индивидуальный дозиметр и периодически подтверждает квалификацию.
Персонал обязан строго соблюдать инструкции по работе с оборудованием:
-
использовать защитные средства и держать безопасную дистанцию;
-
регулярно проводить техническое обслуживание и калибровку;
-
контролировать уровень излучения и обновлять ПО.
Почему стоит выбрать для установки на автобусном или ж/д- вокзале интроскопы от SkyDef
«СкайДеф Технолоджис» — российский производитель современных решений для обеспечения безопасности на транспорте. Основанная в 2022 году, компания специализируется на разработке и производстве рентгенотелевизионных установок премиум-класса для досмотра багажа людей, товаров и оборудования для досмотра транспортных средств.
Все наши интроскопы полностью соответствуют российским и международным стандартам безопасности, включены в реестр отечественного оборудования Минпромторга и применяются на объектах по всей России и СНГ.
Дополнительно мы предлагаем гибкую кастомизацию под конкретные задачи заказчика, быструю поставку и сервисную поддержку, полное сопровождение проектов «под ключ».
Если вашей организации требуется надежное решение для обеспечения транспортной безопасности, обратитесь в «СкайДеф Технолоджис». Специалисты компании подберут оптимальные модели интроскопов под конкретные условия эксплуатации и помогут внедрить современную систему досмотра багажа на вашем объекте.
