Метрополитен — одно из самых оживленных мест любого крупного города. Ежедневно миллионы пассажиров проходят через вестибюли, переходы и платформы. При этом метро относится к объектам повышенной опасности и требует максимального контроля со стороны служб безопасности.
Одним из ключевых элементов системы защиты пассажиров стали рентгенотелевизионные интроскопы — установки, позволяющие быстро и эффективно проверять багаж, не нарушая конфиденциальности и прав граждан. Сегодня интроскопы — это стандартный элемент комплексной безопасности в метрополитене. Они позволяют предотвратить пронос оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов, сохраняя привычный ритм движения пассажиропотока.

В метро интроскопы применяются для досмотра вещей не всех пассажиров, а только тех, кто вызывает подозрения.
Содержание
- Как проходит досмотр багажа в метро?
- Какие интроскопы используются в метрополитене?
- Что сотрудники безопасности метро ищут при досмотре багажа в интроскопе?
- Как происходит распознавание содержимого сумок в интроскопе?
- Вопрос безопасности интроскопов в метро
- Монтаж и эксплуатация оборудования
- Как выбрать интроскоп для метрополитена
- Интроскопы SkyDef — оптимальное решение для безопасности на транспорте
Как проходит досмотр багажа в метро?
Проверка безопасности в метрополитене организована иначе, чем на вокзалах или в аэропортах. Здесь нет тотального контроля — применяется выборочный досмотр, который проводят сотрудники службы безопасности.
Особое внимание уделяется подозрительным пассажирам — тем, кто ведет себя неадекватно, несет крупные сумки, тяжелые рюкзаки или объемный багаж. В таких случаях работник может предложить пройти через рамку металлоискателя или поместить вещи в интроскоп для проверки.
Сотрудник службы контроля в метрополитене может предложить пройти досмотр только в добровольном порядке. Принудительно изымать вещи или требовать их осмотра он не вправе. Если пассажир отказывается от проверки, ему просто могут отказать во входе на станцию.
Если в ходе проверки интроскоп покажет подозрительные объекты, вызываются сотрудники полиции. Они вправе провести досмотр в присутствии понятых и составить соответствующий протокол.
Таким образом, контроль в метро направлен не на ограничение прав граждан, а на предотвращение угроз безопасности — от проноса оружия и взрывчатых веществ до бытовых опасных предметов.
Какие интроскопы используются в метрополитене?
В метро применяются два типа интроскопов, которые отличаются друг от друга принципом работы и производительностью:
-
Стационарные (неконвейерные) – используются в небольших вестибюлях и на станциях с умеренной проходимостью. Сотрудник службы безопасности помещает сумку или рюкзак в специальную камеру, дверца закрывается, и система сканирует содержимое.
-
Конвейерные (тоннельные) – устанавливаются на пересадочных узлах и крупных станциях с интенсивным пассажиропотоком. Такие интроскопы оснащены лентой-транспортером, по которой багаж проходит через рентгеновский тоннель. Это позволяет проверять десятки предметов в минуту без задержек и очередей. На обычных станциях можно использовать интроскопы с компактной камерой и небольшой транспортерной лентой, как, например, SDT-5030, а на станциях, где есть переход на вокзал, целесообразнее устанавливать модели, в которые вмещаются большие сумки и чемоданы, например, SDT-150180.
В местах, где много людей с габаритным багажом, стоит использовать большие интроскопы с низкой транспортерной лентой.
Выбор конкретного типа оборудования зависит от размеров станции, объема потока и задач, стоящих перед службой безопасности.
Что сотрудники безопасности метро ищут при досмотре багажа в интроскопе?
Основная цель досмотра — предотвратить пронос в метро предметов и веществ, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью пассажиров. К ним относятся:
-
огнестрельное оружие, боеприпасы, колющие и режущие предметы без упаковки;
-
взрывчатые, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;
-
газовые баллоны и емкости под давлением;
-
бытовая химия, едкие и коррозионные соединения.
Все это может представлять опасность даже в малых количествах, особенно в условиях замкнутого пространства метрополитена и в вагонах. Поэтому интроскопы играют важную роль в своевременном выявлении угроз и обеспечении безопасности сотрудников и пассажиров метро.
Как происходит распознавание содержимого сумок в интроскопе?
Если ранее интроскопы могли отображать полученные данные только в черно-белом формате, то современные модели используют широкую цветовую палитру, которая значительно повышает точность и скорость досмотра. Цветовая индикация помогает оператору моментально определить тип вещества и обратить внимание на потенциально опасные объекты.
Алгоритмы обработки изображения анализируют потери рентгеновского излучения на нескольких уровнях энергии. Это позволяет системе разделять материалы разного типа и разной плотности по цветам. В зависимости от конкретной модели интроскопа цветовая схема может быть разной. Например, у SkyDef используется 4- или 7-цветная схема.
Пассажир помещает сумку, рюкзак или чемодан в камеру интроскопа, а сотрудники метрополитена видят на цветовую схему содержимого на специальном мониторе.
Такое цветовое кодирование делает визуальный анализ интуитивно понятным и сокращает время на принятие решения оператором. В случае обнаружения подозрительного объекта программа автоматически выделяет его контуры и может подать сигнал для дополнительной проверки.
Помимо цветовой дифференциации, современные интроскопы оснащаются интеллектуальными системами обработки изображений, которые используют элементы искусственного интеллекта и машинного обучения. Эти технологии позволяют системе самостоятельно распознавать очертания оружия, взрывных устройств, жидкостей или органических веществ, запрещённых к провозу.
Вопрос безопасности интроскопов в метро
В соцсетях и СМИ периодически появляются новости о том, что люди отказываются проходить досмотр в метро или помещать свой багаж в интроскоп, опасаясь рентгеновского излучения. Но на самом деле рентгеновские досмотровые установки полностью безопасны. Излучение направлено внутрь сканирующего тоннеля и не выходит за пределы корпуса устройства.
В интроскопах применяются рентгеновские трубки, где излучение возникает только в момент подачи тока. Оно не накапливается и не влияет на предметы. Поэтому досмотр не «заражает» продукты питания или косметику, не портит анализы. Просвечивание не влияет и на электронику — телефоны, камеры, ноутбуки и другие устройства сохраняют полную работоспособность.
Все интроскопы проходят обязательную сертификацию и радиационный контроль в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.3488-17. Защитные шторки и металлические стенки полностью экранируют излучение.
Монтаж и эксплуатация оборудования
Эффективность и безопасность работы интроскопов в метро, как и на других объектах, во многом зависят от правильной установки и настройки. Монтаж производится строго по проекту и инструкции производителя с учетом допустимых нагрузок, температуры и влажности.
Перед вводом оборудования в эксплуатацию проводится проверка:
-
работы транспортерной ленты и световой индикации;
-
исправности кнопок управления и аварийной блокировки;
-
калибровки изображения и качества визуализации на мониторе.
После этого осуществляется обязательный радиационный контроль и оформляется отчет о пусконаладочных работах.
К работе по досмотру багажа и ручной клади с помощью интроскопов допускаются только обученные сотрудники. Они знают правила эксплуатации, меры радиационной защиты, умеют настраивать оборудование и проводить дозиметрические измерения.
Как выбрать интроскоп для метрополитена
При выборе оборудования службы безопасности ориентируются на следующие характеристики:
-
разрешающая способность — чем выше, тем точнее распознаются мелкие детали;
-
скорость сканирования — должна соответствовать интенсивности пассажиропотока;
-
габариты и конструкция — оборудование должно вписываться в архитектуру станции и не мешать движению;
-
интеграция с другими системами безопасности — СКУД, видеонаблюдение, базы данных;
-
использование российского ПО — приоритет для всех объектов транспортной инфраструктуры.
Важно, чтобы интроскопы были внесены в реестр отечественного оборудования Минпромторга и соответствовали требованиям российского законодательства.
Интроскопы необходимо интегрировать в общую систему безопасности метрополитена вместе с металлодетекторами, камерами видеонаблюдения, сигнализацией и другими элементами.
Интроскопы SkyDef — оптимальное решение для безопасности на транспорте
«СкайДеф Технолоджис» — российский разработчик и производитель рентгенотелевизионных интроскопов нового поколения. Компания выпускает решения для досмотра багажа, грузов и людей, которые уже применяются на самых разных объектах по всей России.
Интроскопы SkyDef обеспечивают:
-
высокую скорость и точность сканирования;
-
автоматическое распознавание подозрительных объектов;
-
низкий уровень излучения и полную безопасность для людей;
-
простую интеграцию с другими системами безопасности.
Оборудование компании внесено в реестр отечественных производителей и полностью соответствует требованиям Минпромторга и санитарных норм РФ.
Для заказчиков доступны дополнительные услуги: адаптация интроскопов под конкретные задачи, обучение операторов и сервисная поддержка. Любая модель интроскопа может оснащаться рабочим местом оператора и другими дополнительными опциями.
Ищете надежное решение для повышения уровня безопасности в метрополитене или других объектах транспортной инфраструктуры? Ждем ваших заявок и звонков.
